Светские организации

Еврейская общественная и социально-культурная жизнь в начале ХХ в. была достаточно насыщенной и интересной. Как и во многих общинах, распространенным явлением была благотворительность. С середины ХІХ в. она приобретает организационные формы. В 1908 г. жителями местечка Столин И.А. Каштаном, И. Деревенским, В.М. Плотником, С.Ш. Фурманом, М.Э. Пильчиком, С.Н. Готлибом и И.С. Шклявером была учреждена касса взаимопомощи. Организаторами ставилась цель выдавать единовременное денежное пособие дочерям и родственницам учредителей и членов кассы, которые выходят замуж. Членами кассы могло становиться неограниченное количество лиц обоего пола без различия вероисповеданий, всех званий и состояний.

После февральской революции 1917 г. усилилось влияние сионистских идей. Именно в это время столинские сионисты загорелись идеей создания школы, призванной воспитывать еврейских детей в духе сионизма. Первым учебным заведением такого рода стала школа «Тарбут» для мальчиков и девочек с преподаванием на иврите. Несмотря на ряд сложностей: отсутствие денежных средств и помещения для школы, негативное отношение со стороны некоторой части местного еврейского населения и нехватку квалифицированных учителей, летом 1917 г. состоялось открытие школы. На должность директора был приглашен учитель Файнштейн, который прибыл в город с книгами и учебными пособиями.

Список потенциальных учащихся в короткое время вырос до 70-80 человек. По результатам экзамена дети были разделены на 3 класса. В скором времени школа уже не могла принять всех желающих. В первый год работы школу посетил представитель «Тарбута» из Москвы. Ученики школы показали высокий уровень знаний. Результатом явилось обещание перевести школе значительную денежную сумму, которая так и не была получена в результате смены правительства в России.

Классы школы были рассредоточены по двум частным квартирам. Это отрицательно сказывалось на учебном процессе и развитии школы в целом. Был приобретен участок земли под строительство здания школы, собраны денежные средства для этой цели и для приобретения учебных пособий. Через некоторое время после строительства здания школы «Тарбут» возникла необходимость в строительстве второго корпуса школы. Неоценимый вклад в осуществление этого дела внес сын местного раввина Агарон Фиалков, который был сионистом-идеалистом и поборником иврита. В Столине действовал детский сад, языком общения и обучения в котором также был иврит.

Действовала иешива, которую в 1922 г. организовал раввин Моше Перлов. Здесь занималось до 100 молодых людей. В 1920-1930-е гг. в Столине действовали 17 общественных и религиозных организаций, в том числе и молодёжные: «Шват Цион» («Возвращение в Сион»), «Ха-Шомер Ха-Цаир», «Гордония», «Халуц» («Пионеры», готовили себя к освоению Палестины), «Поалей Цион» (сионистская организация левого направления), «Бейтар» (сионистская организация правого направления), молодёжная организация «Львята».

Действовало также отделение партии «Бунд». Бунд ещё в начале ХХ в. привлек в свои ряды сотни и тысячи еврейских юношей и девушек из малообеспеченных слоев общества. Основная деятельность бундовцев сводилась к агитации за переустройство общества. Их деятельность активизировалась в период первой русской революции 1905 г. С началом еврейских погромов в России Бунд организовал отряды еврейской самообороны в Столине. Из-за преследования царских властей деятельность Бунда постепенно сворачивалась. Через несколько лет, с победой социалистической революции 1917 г., деятельность Бунда вновь активизировалась. Однако с началом гражданской войны Бунд вновь вынужден был уйти в подполье. И лишь с установлением власти Польской Республики деятельность Бунда, как и других политических партий и движений, была восстановлена и продолжалась до установления советской власти в 1939 г.

В период первой русской революции в Столине оформилось движение Поалей Цион. Однако после поражения революции 1905 г. организация прервала свою деятельность в связи с политическими репрессиями со стороны царского правительства. Свою работу столинская группа «Поалей Цион» возобновила в 1925 г. Во главе движения стояли учитель школы «Тарбут» Шапиро и Моше Мильман. Отношения Поалей Циона с Бундом складывались непросто. В 1930 г. во время чтения лекции о крахе сионистского движения представителем Бунда, прибывшим в Столин из Варшавы, началась массовая драка. Полиция разняла дерущихся и арестовала представителей обоих лагерей.

В Полесском воеводстве действовали юношеские организации Бейтар (Союз имени Трумпельдора) и Фрейгайт («Вольность»). Первая добивалась еврейского присутствия в Палестине военным путём. Её члены собирали средства на создание национальной армии, много внимания уделяли военной подготовке. Вторая содействовала переселению в Палестину и имела целью построение там социализма. Сионистская организация правого толка Бейтар была основана в Столине в 1931 г. Она не пользовалась популярностью у еврейского населения города. Преданным приверженцем данной партии являлся Песах Фишман.

Организация Ха-шомер Ха-цаир ставила своей задачей подготовку гражданина будущего еврейского государства в Палестине, прививала любовь к исторической родине, языку иврит, воспитывала патриотические чувства вместо классового сознания. В организацию принимали детей 9-13 лет, а из достигших 16 лет формировали отряды шомеров. История столинской группы Ха-шомер Ха-цаир берёт начало в 1920-е гг., когда была организована молодежная скаутская группа имени Иосифа Трумпельдора. Сарэль Каштан был человеком, стоящим у истоков движения Ха-шомер Ха-цаир в Столине. Сарэль родился в типичной еврейской семье в конце XIX в. и получил традиционное еврейское воспитание и образование. Будучи фотографом, он обеспечивал свою большую семью. Сарэль Каштан пользовался непререкаемым авторитетом среди единомышленников.

Руководство столинской группы Ха-шомер Ха-цаир потребовало от учителя школы «Тарбут» Чуднера больше времени уделять продвижению сионистских социалистических идей в среде скаутов. Чуднер не согласился, что привело к разделению скаутов на две группы, одна из которых объединилась с Ха-шомер Ха-цаир. Это активизировало сионистскую деятельность и способствовало репатриации молодых людей из Столина в Землю Израиля.

В 20-30-е гг. ХХ в. набирает популярность движение Хе-халуц (основанное в начале ХХ в), конечной целью которого была подготовка еврейских юношей и девушек к трудовой деятельности в Земле Израиля.

Успешно действовали также фонды помощи воссоздания Палестины «Keren-Kajemet» и «Keren-Hajesed», касса взаимопомощи, женская общественная организация, еврейская пожарная команда.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter