Градостроительство

Формирование планировки города связывают со столинским помещиком (предположительно Стаховским), у которого были крепостные рабочие. Они жили недалеко от поместья, их амбары стояли рядом и тем самым образовывали форму улицы. Со временем эту улицу её жители-белорусы стали называть ул. Столинской, она протянулась до улицы, прежде называемой Выгонной, в последнее время это улица Полесская.

Не будет преувеличением сказать, что Столин строили евреи, хотя они и не были первыми его жителями. Переселившись в Столин, они продолжили деревенскую улицу Столинка на запад, расселились вдоль реки с одной стороны и в противоположную сторону, к полям и окружили озеро. Чтобы его осушить или предотвратить наводнение, евреи вырыли канаву между озером и ручьём на границе с кладбищем. И действительно, озеро ушло, стало меньше и почти пересохло. Живущие рядом с озером стремились отвоевать у него территорию. Со временем еврейскими домами был окружён также и кладбищенский холм.

В конце ХІХ столетия крестьяне-белорусы предпочитали селиться на окраине городка, позади еврейских домов, и расселились на территории от берега реки до полей и вдоль еврейского кладбища (на ул. Домбровича (современная ул. Горынская), ул. Кривая (современная ул. Дзержинского) и заняли несколько переулков). Здесь они построили свои дома, устроили подворья и хлевы, и только их поля находились вне города.

К началу ХХ в. Столин как населенный пункт приобрел форму прямоугольника, расширяющегося к востоку. Улицы были прямые. Здания строились в большинстве своём из дерева, и постепенно стали возводиться дома из кирпича, но их количество было невелико. Под властью Польши (1920 - 1939 гг.) Столин продолжал развиваться и своим видом стал похож на большой красивый город с шоссе, тротуарами, красивыми зданиями, деревьями на улицах и т.д.

Таким образом, городок рос и по занимаемой площади, и по количеству населения. В течение многих лет еврейское кладбище служило границей местечка с западной стороны, пока не появилось какое-то количество крестьян, которые поселились и позади кладбища по дороге ведущей из Столина к железнодорожной станции Горынь.

ПАМЯТНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ (только существующие объекты)

Белая каменная синагога (1792 г.).

Большая синагога в Столине является самым древним каменным сооружением, сохранившимся до наших дней не только в Столине, но и во всем Столинском районе. Здание синагоги было возведено в 1792-1793 гг. Большая синагога Столина является единственным памятником синагогальной архитектуры XVIII в. в стиле позднего барокко с элементами классицизма, сохранившемся на территории Беларуси.

С конца XVIII в. в архитектуре каменных синагог Беларуси наблюдается отход от традиционного центрического типа. Синагоги приобретают черты светских зданий, их внутренняя планировка лишается своеобразия. В синагоге Столина отсутствует традиционная бима (амвон) со столбами, поддерживающими своды. Столинская синагога двухэтажная. Вытянутое прямоугольное здание выделяется главным фасадом, который также имеет нетрадиционное решение. Фасад расчленен на два яруса, имеет скошенные углы и невысокий треугольный фронтон. Подобные архитектурные решения встречаются в дворцовых постройках того времени.

На первом уровне здания пилястры отсутствуют, окна имеют лучковое завершение с имитацией замкового камня. Первый и второй этажи разделены карнизами. На втором уровне имеются плоские пилястры по углам, пары пилястр, расположенные в каждом простенке, и высокие арочные окна с сандриками.

Внутри прямоугольное в плане здание поперечной стеной разделено на входные сени, куда вели три входа с главного фасада, и квадратный мужской молитвенный зал. Над входными сенями и боковыми нефами вокруг пространства центрального нефа находилась галерея для женщин, на которую вела лестница. Сохранившиеся фрагменты росписи на внутренних стенах позволяют судить о том, что синагога была богато украшена алфрейной живописью и лепниной. Вальмы кровли имеют различную крутизну. Над главным фасадом склон более крутой, форма крыши усложняется наличием фронтона.

Из-за пожаров здание Столинской синагоги неоднократно перестраивалось в XIX и в первой половине XX вв. Во время пожара 1827 г. сгорела бима и сорок свитков Торы в серебряных футлярах, украшенных позолоченными корешками. Несмотря на то, что зданию синагоги присвоен статус историко-культурной ценности, оно находится в неудовлетворительном состоянии.

Дом раввина (иешива)

Напротив синагоги находится бывшая иешива. Это бело-розовое здание с балконом и покатой крышей. Раньше здание было оснащено специальным механизмом, который поднимал обе покатые части и открывал крышу. Использовали его во время праздника Суккот. По некоторым данным в здании также жил раввин – Моше Перлов (1892-1942 гг.)

Церковь Вознесенская – построена в 1938 г. из дерева. Церковь четырёхсрубная, продольно-осевой композиции. Основной квадртаный в плане объём и пятигранная апсида равны по высоте и объединены многогранной крышей и общим карнизом. Над основым объёмом возвышается световой восьмерик, накрытый пологим шатром с головкой. Трапезная (более низкая) и притвор имеют взаимосвязанную компоновку объёмов. Небольшие вспомогательные помещения по бокам притвора продолжены арочными порталами, которые образуют боковые входы в трапезную. Над притворами возвышается трёхъярусная шатровая колокольня с главкой, которая доминирует в композиции. К апсиде с обеих сторон примыкают низкие симметричные пристройки. Оконные проёмы прямоугольные и с полуциркульными завершениями. Фасады горизонтально ошалёваны, декорированы резным накладным фризом. Интерьер основного объёма двусветный. Четыре круглых столба при помощи консольно-балочных парусов поддерживают восьмерик. Над трапезной расположены хоры. Церковь – памятник эклетичной архитектуры, сочетающий элементы белорусского полесского и русского деревянного зодчества.

Парк “Маньковичи”

История его тесно переплетается с историей княжеского рода Радзивиллов. В XVI в. при Николае Радзивилле Черном была основана Давид-Городокская ординация Радзивиллов. Однако до конца ХІХ в. ординация не имела своей резиденции. Когда созрела необходимость строительства новой усадьбы в связи с разделением несвежско-клецко-городокских владений между сыновьями Антония Радзивилла (1833-1904 гг.), выбор пал на необычайно живописное место на высокой террасе над староречьем Горыни в имении Маньковичи. Большой закладной камень в парке хранит имя основательницы – Марии Дороты де Кастелян (1848-1915 гг.), жены Антония Радзивилла, и дату – 1885 г. Основой парка послужил старый дубовый лес. Берлинский архитектор Венцель построил здесь необарочный дворец. Стиль парка был близок парку в Несвиже. В его ландшафте нашли воплощение мотивы романтизма, идеи натурализма, черты регулярности. Самое экзотичное место в парке – гребень террасы с мысовидными выступами и склон, изрезанный глубокими оврагами и заросший дубами, грабами и елями.

Дворец, построенный Станиславом Радзивиллом (адъютантом Ю. Пилсудского), после его гибели перешёл к племяннику, Каролю Радзивиллу – последнему давид-городокскому ординату, а в 1943 г. сгорел. На его место указывает красивый дуб с широкой кроной в центре большой парковой поляны.

В Столине также сохранились:

здания производственного корпуса, построенного в первой половине ХХ в.,

здание староства (первая половина ХХ в.);

торговые ряды (ХІХ-первая половина ХХ вв.);

здание винокурни (конец ХІХ-начало ХХ вв.);

здание спиртохранилища;

конюшни (конец ХІХ-начало ХХ вв.);

кинотеатр Рухоцкого – здание РДК (современный отдел культуры);

мануфактура Тухмана – здание Детского Мира, современный бар «Славянский»;

мануфактура Фикангора - сегодня здание Райпотребсоюза;

аптека Черника – бывший книжный магазин, современный «Паритетбанк»;

двухэтажный дом Крупника – центр занятости (1-й этаж занимали: Айзенберг - склад виноводочных и железных изделий; Гонский - закусочная; Моторин - канцпринадлежности). С 1935 по 1939 гг. в здании располагался магистрат.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter